16
июля

Транспорт и логистика 16.07.2015

Представители РЖД и «Корейских железных дорог» подписали соглашение о сотрудничестве в форме побратимства вокзалов России и республики Корея; кризис на рынке грузоперевозок расширяется; ФГК увеличивает парк вагонов, арендовав 12 700 вагонов у «Трансфин-М»; доставку отечественной рыбной продукции хотят сделать дешевле.

ОАО «Российские железные дороги»

РИА Новости 15.07.2015 г.

 

РЖД И «КОРЕЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» ПОДПИСАЛИ ДОГОВОР О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

 

Представители РЖД и «Корейских железных дорог» подписали соглашение о сотрудничестве в форме побратимства вокзалов России и республики Корея в области экономического, научно-технического и культурного развития, обмена информацией и опытом в области управления железнодорожными вокзалами, сообщают Дальневосточные железные дороги, сообщают.

Соглашение о сотрудничестве со стороны «РЖД» подписал начальник Дирекции железнодорожных вокзалов «РЖД» Виталий Вотолевский, со стороны корпорации «Корэйл», которая представляет «Корейские железные дороги» — исполнительный директор Управления проектирования и строительства Мин Хьюнг Ки.

«Что касается возможности дополнительных контактов между нашими сотрудниками, это — обмен опытом и новые возможные реализации различных совместных проектов. Если посмотреть на вокзалы и железнодорожную инфраструктуру Южной Кореи, могу сказать, нам есть чему поучиться. Но мы не стоим на месте и тоже движемся вперед — работаем над различными инвестпроектами», — отметил Вотолевский.

Второе соглашение о сотрудничестве в форме побратимства между железнодорожными вокзалами Владивосток и Пусан (республика Корея) подписали начальник вокзала Владивосток Ирина Тарабарова и управляющий директор Управления электротехнического проектирования корпорации «Корэйл» Чжун Чжэ Джун.

Критерии для побратимства корейских и российских вокзалов определялись на основе сходства таких параметров, как архитектурный облик, объем и структура пассажиропотока, социально-экономические особенности расположения. В честь подписания соглашения на вокзале Владивосток была торжественно открыта памятная доска о побратимстве с вокзалом Пусан.

Соглашение было подписано в рамках проекта «Евразийский поезд дружбы», который стартует сегодня во Владивостоке.

Делегация из 200 человек, в том числе представители политических и деловых кругов, сферы культуры и искусств, студенты и граждане республики Корея за 20 дней по Транссибирской магистрали и далее преодолеют путь по маршруту Владивосток — Москва — Берлин. Необычный поезд совершит остановки в крупных городах России, где пройдут церемонии приветствия, форумы, семинары и культурные мероприятия.


 

Газета «Коммерсантъ» №125 от 16.07.2015 г. 

Егор Попов

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ЗАСТРЯЛИ В ТУПИКЕ

 

Кризис на рынке грузоперевозок расширяется

Кризис на рынке железнодорожных перевозок выливается в серьезные проблемы для его участников. По оценкам рейтингового агентства Moody`s, на фоне переизбытка вагонов и падения арендных ставок на них в ближайшее время ряд игроков могут испытать серьезные проблемы с ликвидностью. В наиболее сложной ситуации закредитованные операторы и компании, сделавшие ставку на операционный лизинг. По мнению экспертов, в зоне риска Brunswick Rail, «УВЗ-Логистик», «Новотранс», Rail Garant, «Рэйлтрансхолдинг».

Вчера агентство Moody`s представило обзор, посвященный российскому рынку железнодорожных перевозок и текущему положению его операторов. Выводы экспертов Moody`s неутешительны: на фоне стагнации российской экономики (в агентстве ждут падения ВВП по итогам 2015 года на 3%) рынок грузоперевозок «окажется под давлением» в 2015-2016 годах из-за падения внутреннего спроса. В агентстве отмечают, что текущий парк вагонов в России (порядка 1,2 млн. штук) слишком велик — рынок перенасыщен на 26% из-за «ограниченной» активности в утилизации старых вагонов и длительной господдержки вагоностроителей. В обзоре подчеркивается, что с 2008 года парк вагонов в России вырос примерно на 245 тыс. штук, тогда как объем грузоперевозок так и не вернулся на докризисный уровень.

Наиболее прочные рыночные позиции, по мнению Moody`s, сохраняют операторы с долгосрочными контрактами на перевозки. В качестве примера агентство приводит Globaltrans со стабильным кредитным рейтингом на уровне Ba3, у которого заключены контракты на перевозки с ММК (до конца февраля 2019 года), «Металлоинвестом» и «Роснефтью» (оба до конца 2016 года). По оценкам Moody`s, стабильно положение и нишевых игроков, таких как «Трансконтейнер» (Ba3), специализирующийся на контейнерных перевозках. В наиболее сложном положении те, кто сделал ставку на лизинг вагонов или попал под жесткие требования по обслуживанию долга. Среди компаний, которые скоро могут столкнуться с проблемами, Moody`s выделяет Brunswick Rail (занимается операционным лизингом), рейтинг которой агентство снизило в июне с B3 до Caa3 с негативным прогнозом. В отчете Moody`s говорится, что компания может испытать серьезные проблемы с ликвидностью в ближайшие два года. Связаться с представителем Brunswick Rail вчера не удалось.

По оценке главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, наибольшую финансовую устойчивость демонстрируют такие операторы, как «Трансойл», Globaltrans, «Нефтетранссервис», UCL Rail, «Трансконтейнер». Он согласен, что наибольшие сложности с обслуживанием кредитов и финансированием платежей по финансовому лизингу возникнут у компаний с высоким уровнем долга и большой долей полувагонов в парке — это «УВЗ-Логистик», «Новотранс», Rail Garant, «Рэйлтрансхолдинг». На этом фоне, подчеркивает эксперт, продолжается консолидация рынка: так, на долю десяти крупнейших операторов по итогам 2014 года пришлось 58% перевозок, а в первом полугодии 2015 года — уже более 62%.

Источники «Ъ» на рынке отмечают, что 2015 год ожидаемо стал «чрезвычайно сложным для лизинговых компаний и операторов, работающих почти во всех сегментах». «В условиях сокращения перевозок и грузооборота арендные ставки и доходность оперирования по самым крупным сегментам в структуре парка демонстрируют негативную динамику»,— поясняет один из собеседников «Ъ».

Это подтверждает и Михаил Бурмистров, по оценкам которого на рынке полувагонов показатели доходности в 2015 году снизились более чем на 20%, до очередного исторического минимума — 300-350 руб. за вагон в сутки. Доходность оперирования варьируется в диапазоне 360-380 руб. на вагон в сутки. Он подчеркивает, что снижение в других сегментах тоже существенное, например, в сегменте нефтеналивных цистерн произошло снижение арендных ставок с 650-850 руб. в сутки до 350-500 руб. в сутки, которое постепенно приведет к уменьшению доходности оперирования в рамках долгосрочных контрактов между операторами и нефтяниками. Масштабное снижение ставок произошло в большинстве сегментов специализированного подвижного состава. Более или менее устойчивым, уточняет Михаил Бурмистров, остается только сегмент перевозок грузов в крытых вагонах, где грузооборот стабилен, а доходность оперирования и арендные ставки сохраняются на уровне 800-900 руб. в сутки.


 

Транспортные компании

Газета «Ведомости» № 3874 от 16.07.2015 г.

Милана Челпанова

 

ФГК НЕ ПОКУПАЕТ, А АРЕНДУЕТ

 

ФГК увеличивает парк вагонов. Компания арендовала 12 700 вагонов у «Трансфин-М»

 Арендовать вагоны без гарантированной загрузки ФГК нужно, чтобы заместить списанные вагоны Е. Разумный / Ведомости Федеральная грузовая компания (ФГК) в 2014 г. заключила контракт с «Трансфин-М» (принадлежит структурам НПФ «Благосостояние», который управляет пенсионными накоплениями сотрудников РЖД) на аренду 12 700 вагонов, говорится в годовом отчете оператора. Речь идет об аренде полувагонов, пояснил источник, близкий к одной из компаний, не уточнив параметры сделки. В отчете «Трансфин-М» не раскрыты условия контракта с ФГК, но указано, что ставки на оперирование парком компании находятся на уровне среднерыночных или превышают их. Аренда одного вагона в сутки стоит 350 руб., год назад было 400 руб. Представители компаний на вопросы «Ведомостей» не ответили.

ФГК в своем отчете пишет, что расходы компании от аренды вагонов в 2014 г. составили 3,3 млрд. руб. Помимо вагонов «Трансфин-М» ФГК арендовала 2600 полувагонов у СУЭК и 3400 – у RailGarant. Все свои полувагоны в 2014 г. передавал ФГК «Новотранс» (тогда принадлежал холдингу СДС). «Новотранс» в этом году забрал вагоны у ФГК (около 20 000), не выполнив обязательства по их загрузке, рассказывали источники «Ведомостей», близкие к компаниям. Правда, вагоны у последних ФГК арендовала вместе с контрактами на перевозку грузов.

Арендовать вагоны без гарантированной загрузки ФГК нужно, чтобы заместить списанные вагоны, объясняет гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. По данным ФГК, компания занимает 23% рынка по числу вагонов, больше только у Первой грузовой компании (принадлежит Владимиру Лисину). Доля ФГК в перевозках по железным дорогам – 11,3%. Стратегия ФГК – сохранить долю рынка после списания вагонов, поясняет Бурмистров. В 2014 г. ФГК перевезла на 8,2% меньше грузов, чем в 2013 г., – 161,9 млн. т.

У «дочки» РЖД один из самых старых парков на рынке. По данным Минпромторга, 39% вагонов ФГК (62 320) – с истекшим сроком службы. ФГК списывает вагонов больше, чем остальные операторы: в прошлом году компания списала 15 000, в этом – 17 000. Но покупает компания в разы меньше: в прошлом году она купила всего 1700 вагонов, в этом году планирует приобрести еще 3900.

На вагоны приходится 28% лизингового портфеля «Трансфин-М». Парк грузовых вагонов у компании диверсифицированный: 50% – полувагоны, 50% – специализированный парк (в том числе и цистерны), рассказывается в годовом отчете «Трансфин-М». В прошлом году парк вагонов компании вырос на 40% до 53 739. ФГК – крупнейший клиент для «Трансфин-М», второй – «РТ оператор», который арендовал у лизинговой компании 11 215 вагонов. Выручка компании выросла на 45% до 16,6 млрд. руб., чистая прибыль «Трансфин-М» снизилась почти на 30% до 1,3 млрд. руб.


 

Грузообразующие объекты

Газета «Коммерсантъ» №125 16.07.2015 г.

Анастасия Дуленкова, Анна Зиброва

 

РЫБУ ПЕРЕВОДЯТ НА ЛЬГОТНЫЕ ПУТИ

 

Доставку отечественной рыбной продукции хотят сделать дешевле

Стоимость транспортировки недорогой российской рыбы по железной дороге внутри страны необходимо снижать, чтобы выигрывать конкуренцию с импортной продукцией, считает рабочая группа президиума Госсовета. По ее мнению, это позволит наладить поставки дешевой рыбы с Дальнего Востока в центральную часть России. Сейчас для всей рыбы действует единый тариф, но в цене менее дорогой отечественной продукции он занимает большую долю, чем в импортной.

«Ъ» ознакомился с проектом доклада «О развитии рыбохозяйственного комплекса», подготовленным рабочей группой президиума Госсовета (он соберется обсуждать проблемы отрасли в сентябре). Вчера документ рассматривался на заседании у помощника президента Игоря Левитина, сообщил сайт kremlin.ru.

Один из выводов доклада — тарифы на перевозку отечественной и импортной рыбы по территории России нужно дифференцировать, снизив стоимость перевозки недорогой российской продукции. В документе поясняется, что в составе оптовой цены отечественной рыбы затраты на логистику имеют большее значение, чем в стоимости более дорогой зарубежной продукции. «Для наиболее массовых и относительно дешевых видов рыб (минтай, сельдь и др.) транспортно-логистические расходы по доставке увеличивают оптовую цену во Владивостоке в среднем на 20%, для рыб средней ценовой категории (терпуг, треска, скумбрия, горбуша) цена возрастает примерно на 10%, для дорогой рыбы (кета, кижуч, нерка, палтус) — на 5%»,— приводятся оценки в проекте доклада.

По данным РЖД, средняя стоимость доставки тонны мороженой рыбы из Владивостока в Москву (с учетом оплаты перевалочных работ, двух недель хранения на временных складах) составляет 9,7 тыс. руб. Из них на саму перевозку приходится около 7,5 тыс. руб. В прошлом году цена за перевозку тонны рыбы доходила до 11,5 тыс. руб. (данные Росрыболовства). При этом средняя оптовая цена импортной рыбы в России в 2014 году составила 123,9 руб. за 1 кг, а средняя оптовая цена у российских производителей 52,9 руб. за 1 кг, то есть в 2,3 раза меньше.

«Дифференциация или субсидирование тарифных затрат может быть фактором, способствующим продвижению недорогой продукции с Дальнего Востока в центральные районы России»,— подчеркивается в проекте доклада. В первую очередь дифференциация транспортных тарифов может рассматриваться, например, для сельди, мойвы, в меньшей степени для горбуши, для дорогих видов продукции такая мера вообще не может применяться, отмечает замруководителя Росрыболовства Василий Соколов. По его мнению, стоимость транспортировки для российской продукции должна быть снижена минимум на размер базового тарифа (часть стоимости транспортировки, которая перечисляется РЖД за использование путей). На базовый тариф приходится лишь 2-3 руб. за 1 кг, говорит президент АДМ Герман Зверев. «Остальная часть тарифа, около 8-9 руб., уходит операторам, аффилированным с РЖД или независимым, которые не являются объектом тарифного регулирования»,— отмечает он. В РЖД вчера не прокомментировали предложения из проекта доклада.

Сегодня для российской и зарубежной рыбы тариф единый, отмечает президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александр Фомин. Разница в затратах на транспортировку он объясняет тем, что основную часть (65%, данные доклада) отечественной продукции везут с Дальнего Востока, а основную часть импортной — с северо-запада. При этом, добавляет господин Зверев, импортная рыба в центральные регионы доставляется в основном фурами и кораблями.

Проблемой введения дифференцированных тарифов является неясность механизма их администрирования, отмечает Александр Фомин. По его мнению, повышение доступности рыбы сегодня мало зависит от тарифов, основной вопрос — наценки многочисленных посредников: «Цена производителя составляет лишь 30% от конечной цены реализации рыбы, и эти дисбалансы, безусловно, необходимо ликвидировать». Обсуждаемая мера вряд ли приведет к серьезным переменам на рынке, соглашается совладелец ИТА «Северная компания» (импортер рыбы) Виталий Корнев. «Тихоокеанская сельдь получит козырь перед атлантической, поставки которой затруднены в связи с запретом на ввоз рыбы из Норвегии,— рассуждает он.— Но снижение розничной цены составит всего 3-5% в зависимости от сорта рыбы».